Название "Ротонда" дает дому центральный круглый зал, вписанный в квадрат стен и круглая баня, которая венчает здание и является большим архитектурным фонарем для освещения той же круглой гостиной. Отдалено это решение напоминает древнеримскую ротонду храма Пантеон в Риме.


Вилла Ротонда была построена на окраине Виченцы на отрогах хребта Монте Берико. Заказчиком строительства был Паоло Альмерико, чиновник из Ватикана в отставке, который вернулся в родную Виченцу в 1565 г. Строительство началось в 1567 г., а закончено уже при новых владельцах в 1592 г. Палладио умер в 1580 г., потому продолжением строительства руководил его ученик Винченцо Скамоццы. В 1591 г. вилла перешла во владение другого рода - Капра, потому чаще применяется название вилла Капра. В настоящее время вилла принадлежит семейству Вальмарана, потому еще одно название - Villa Capra Valmarana.
Почему же вилла Капра или Ротонда считается эталонным образцом, предметом подражания многим архитекторам, которые через несколько веков почти копировали творение Палладио, особенно в Великобритании, США и России?
Если говорить сухим языком - она стала первым строением с использованием храмных элементов древнеримской архитектуры в частном строительстве и достаточно гармоничным сочетанием с окружающей средой.
Зданию виллы Ротонда свойственны такие характеристики, как:
- композиционная симметрия, вилла Капра размещена на вершине холма, откуда во все стороны открываются пейзажи. Стремление к симметрии, характерное для многих произведений Палладио, определяет план всего здания и каждого из его фасадов. Правильные формы и строгая композиционная симметрия дают законченный вид зданию;
- круглое окно, центральный зал-ротонда эффектно освещен через большое круглое окно. Этот прием заимствован из римской классической архитектуры;
- бельэтаж, широкая внешняя лестница ведет к бельэтажу (piano nobile). Из жилищных помещений в бельэтаже открываются чудесные пейзажи;
- чистые формы, композиционно здание Виллы Ротонда состоит из простых геометрических объемов - цилиндра, куба и сферы. Ясные и простые формы, лишенные украшений, создают впечатление целостности и уравновешенности;

- классические детали Виллы Капра, Палладио мастерски использовал в обычном жилом доме классические детали храмной архитектуры - высокий подиум, портик, фронтон и ротонду. Они добавляют зданию величия и благородства;
- план, центральный круглый зал виллы окружен прямоугольниками комнат. Таким образом, план "Ротонды" объединяет две геометрические фигуры с символическим значением: квадрат, который олицетворяет власть земную, и круг, воплощение духовных основ. Лестничные марши скрыты стенами, которые служат опорами для купольного зала - ротонды;
- портик, давние греки и римляне пристраивали портик лишь к главному фасаду. А Палладио разместил колонные портики с фронтонами на каждом из фасадов, что предоставило композиции законченную симметрию, особенно поражающую из дальнего расстояния;
- высокий цоколь, характерный для архитектуры храмов и крепостей, усиливает композиционную симметрию виллы "Ротонда" и подчеркивают торжественное величие здания;
- купол, вилла Ротонда - первое светское здание эпохи Возрождения, увенчанное куполом.